Граждане России могут посетить без оформления визы 62 страны мира, из них только 3 страны (Грузия, Азербайджан и Беларусь) предоставят при необходимости бесплатную медицинскую помощь. Нередко россияне забывают приобрести страховку или сознательно экономят на ней. Этого ни в коем случае нельзя делать.
Почему медицинская страховка обязательна
Ошибочность принципа «несчастный случай происходит с кем-то другим, а не со мной» познается, как правило, слишком поздно. По данным статистики, травмы занимают около 15% из обращений туристов за медицинской помощью. Треть обращений к врачам приходится на простудные заболевания (лидируют здесь отдыхающие в жарких странах, таких как Таиланд, Кипр, Турция, Индия и Вьетнам). Незначительную долю случаев занимают обострения хронических заболеваний, а также инфаркты, инсульты, аллергии, вызванные, в том числе, непривычным климатом в экзотических странах.
Если болезнь или травма случились, а страховки у туриста нет, вот тогда и оказывается, что все расходы на медицинское обслуживание и/или транспортировку на родину ложатся бременем на самого пострадавшего или его семью.
Государственная поддержка
Согласно закону, принятому Государственной Думой РФ в 2015 году, страховая компания обязана оплатить застрахованным гражданам медицинскую помощь в случае наступления так называемого страхового случая. Законом закреплена и обязанность страховых компаний эвакуировать пострадавшего на родину, если это необходимо. В этом же законе прописано, что при отсутствии медицинской страховки (документа, подтверждающего ее) все требующиеся расходы несет сам гражданин либо заинтересованные в этом лица. Туроператор обязан под роспись разъяснить своему клиенту положения данного закона. Но если гражданин планирует свою поездку самостоятельно, разъяснять действующие законы ему просто некому, а незнание законов не освобождает от ответственности.
Права и возможности, предоставляемые страховкой
Обязательная медицинская страховка покрывает расходы на:
- лечение в стационаре;
- оплату выписанных лекарств;
- транспортировку пострадавшего;
- компенсацию затрат на перелет домой, если пострадавший пропустил рейс из-за лечения в стационаре.
Страховка не покрывает лечение хронических заболеваний. Возможность их обострения турист должен предусматривать сам, и ответственность за возможные обострения также нести самостоятельно.
Важно, что планирующий свою поездку турист может дополнительно застраховаться от несчастного случая. Этот вид страхования не обязателен, но, учитывая финансовую доступность страхования, желателен. К тому же, в результате несчастных случаев (например, травм, полученных на улице в результате наезда/столкновения с транспортным средством), последствия могут проявиться не сразу, а в течение года после инцидента, вплоть до последующей инвалидности.
Что делать, если необходимость в страховке возникла
Порядок действий прописан на последней странице каждого страхового полиса. Прежде всего, турист должен непременно иметь его с собой в поездке. При возникшей необходимости в медицинской помощи следует сразу же позвонить представителям данной страховой компании в стране пребывания. Их номера телефонов обычно указываются на последней странице полиса. Страховые агенты дадут вам строгие инструкции, как действовать. Такой звонок чрезвычайно важен, поскольку, при самостоятельном выборе медицинской клиники, страховая впоследствии может отказать в возмещении расходов. И даже если пострадавший находится в состоянии, в котором совершение звонка невозможно (например, при потере сознания), гарантии полного возмещения расходов в случае несвоевременного звонка в страховую компанию нет.
Второй подводный камень, заслуживающий внимания – это франшиза, то есть некая фиксированная сумма, оплачиваемая туристом самостоятельно. Она может выражаться в цифрах (например, 50 или более долларов), либо в процентах от страховой суммы. Существует также вид франшизы, называемой динамической: с каждым последующим обращением по данной страховке страховая компания покрывает все меньший процент расходов на лечение.
Все эти условия приобретаемого страхового полиса необходимо знать заранее, чтобы не получить неприятных сюрпризов в самый неподходящий момент. Но надо учитывать, что франшиза обоюдно выгодна и туристу, и страховой компании. Для туриста выгода заключается в значительном удешевлении стоимости приобретаемой страховки. А страховой компании франшиза необходима, чтобы обезопасить себя от рассмотрения обращений по мелким страховым случаям.